Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта

Кабуки Если умолкнешь,
Что ты тогда, соловей?
Зеленая птичка.
Оницура.


ТЕАТР И МАСКА

Но    Кабуки   Бунраку    Ракуго    Танец




Но
Прототипом будущей драмы Но была особая форма театрального искусства - саругаку, появившаяся в ХI в., участники которой были выходцами из низших сословий. На основе их песен и танцев в конце XIV столетия Канъами и его сын Дзэами, актеры и драматурги, создали представление, имевшее грандиозный успех в столице и провинции. Особенно бурно развивался театр Но во времена сёгуна Асикага Ёсимицу, правившего в 1368-1394 гг. Сёгунат Токугава до 1618 г. распорядился создать пять школ обучения искусству Но для развлечения самурайского сословия.
Но - чрезвычайно стилизованная форма танцевальной драмы, в которой главный актер, обычно выступающий в маске, танцует под звуки небольшого оркестра и мужского хора, расположенного на сцене (женщины на сцену не допускались). Сюжеты представлений основаны на произведениях к 1000 лассической литературы и буддийских легендах.
Драмы театра Но иногда длились часами и в перерывах между пьесами (по канонам их должно пять) стали показывать короткие веселые пьески кёгэн с участием 3-4 актеров. Полные реализма и простонародного юмора, они резко контрастировали с величественной и немного тяжеловесной тональностью Но. Оставаясь до сих пор в репертуаре Но, кёгэн существует сейчас и как самостоятельный театр.


Кабуки
Появление театра Кабуки датируется началом XVII в., когда Окуни, служительница храма Идзумо в префектуре Симанэ, придумала и поставила оригинальные танцы, а затем и возглавила труппу. Но правительство запретило участие вначале женщин, а потом юношей в представлениях Кабуки. Поэтому примерно с 1652 г. Кабуки развивался как театр исключительно взрослых мужчин, что привело к появлению целой плеяды актеров ояма (или оннагата), игравших женские роли, в чем они достигли большого совершенства.
Кабуки был необыкновенно популярен во времена Эдо, и его спектакли отражали нравы и обычаи того времени. Несмотря на то, что в конце периода Эдо театр испытывал определенные трудности, некоторые ведущие актеры сумели сохранить и даже возродить былую славу своего искусства, что привело к созданию новых танцевальных драм, вдохновленных темами театра Но. Многие из этих пьес завоевали прочное место в репертуаре.
Все актеры Кабуки принадлежали к театральным семьям и нередко получали сценическое имя и роли по наследству. Сегодня имеется около 30 актерских династий, пользующихся уважением и любовью зрителей, сохраняющих свой стиль и продолжающих родословную.


Бунраку
Бунраку - весьма усложненная форма кукольного театра, где играют большие куклы, почти в две трети человеческого роста. Чтобы управлять ими, требуется порой три кукловода. Здесь есть рассказчик - гидаю, представление проходит под аккомпанемент сямисэна. Бунраку развивался примерно в то же время, что и кабуки, и затрагивал те же темы. Многие известные пьесы Кабуки первоначально писались для кукольного театра. Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724), великий драматург, которого называют "японским Шекспиром", работал для кукольного театра, но его пьесы были потом адаптированы для Кабуки.


Ракуго
В Японии существует особая категория представлений-водевилей - ёсэ, появившаяся в XVII в. как развлечение для простого народа и разыгрываемая на сценах при храмах. Одним из наиболее популярных типов такого представления является ракуго - комический монолог. Рассказчик, одетый в кимоно, сидит на квадратной подушке и, используя только веер и салфетку для рук как реквизит, восхищает публику умными речами, смешной мимикой и телодвижениями.


Танец
Тип танца, известный под общим названием "Нихон буё", сформировался под влиянием фольклорных плясок и танцев из спектаклей театров Но и Кабуки. Некоторые танцы в стиле Кабуки повествовательны по содержанию и, как маленькие сценки, вполне приспособлены к исполнению на театральных подмостках. Наиболее интимные по форме танцы, предназначенные для небольших закрытых пространств, известны с середины ХVIII столетия: вначале их танцевали профессиональные гейши. Сейчас такого рода танцы называются кёмай.








Hosted by uCoz


Главная


Мастерская команда "Саратов-Путь 2003"

Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта