Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету
Исса.

Конфуцианство Буддизм Синтоизм


Формы и правила чайной церемонии.
Шесть правил Рикю.


       Чайная церемония - самое полное и совершенное выражение японской эстетики, - по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной буддизма. В ней соединилась медитативность дзэн и эстетические идеалы ваби (эстетико-моральный принцип, провозглашающий прелесть тихой, безмятежной жизни, свободной от мирских забот; чайная церемонияподразумевает строгую, простую красоту и глубокую успокоенность сознания) и саби (эстетическая концепция, находящая особую прелесть в старине, простоте, покое, одиночестве). Дзэн и чайную церемонию объединяет постоянное стремление к упрощению. Дзэн устраняет всё ненужное в своём познании высшей реальности, а чайная церемония - в жизни.
        Чайная церемония - это эстетизм примитивной простоты. Её идеал - приблизиться к природе. Чайная церемония - это своего рода приём, устраиваемый в монастыре в честь посетителей, или угощение, которое иногда устраивается для самих монахов. Чай делает ум свежим и бодрым, но не опьяняет. Вполне естественно, что он получил широкое распространение в буддистских монастырях, и что монахи были первыми, кто привёз его в Японию.



       По-японски чайная церемония называется "тя-но ю" (буквально "чайный кипяток"), а если речь идет о чайной церемонии как об искусстве, то используется термин "садо" ("путь чая"). "До" ("путь") отображает особую природу японских искусств, для овладения которыми требуется не только изучение теории и практики, но и достижение особого состояния сознания ("кадо" - икэбана, "сёдо" - каллиграфия, а также боевые искусства - дзюдо, каратэ-до и т.д.). Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка, доскональное знание правил поведения и определенные познания в восточной философии.

       В начале 6-ого века буддизм проник в Японию, а с ним - и культура пития чая. Сам чайный ритуал был завезен позднее, в начале периода Камакура (1185-1333), буддийским священником по имени Эйсай. Ритуал, привезенный им, был уже ближе к известной нам чайной церемонии, поскольку подразумевал, что чай взбивается непосредственно в чашках. Назывался он "ёцугасира". Кроме того, Эйсай привез семена чайного куста, - дикий чай, росший в Японии, считался не таким изысканным, так что большая часть чая, который произрастает в Японии сегодня, произошла от того чая, что привез Эйсай. Издавна чайная церемония была непременным атрибутом встреч японских философов и художников. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, рассматривались произведения искусства. При этом тщательно для каждого случая подбирались букеты цветов и специальная посуда для заварки напитка.

Рикю        Чайная церемония как искусство тяною оформилась в своего рода систему отдыха от будничных забот. В наиболее классической форме она стала совершаться в чайных домиках (тясицу). Литературные источники указывают, что первый такой домик был построен в 1473 г. Чайные домики - походили на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов. Постепенно чайная церемония стала распространяться среди мирян - в первую очередь, конечно, аристократии и самураев.
Устройство тясицу и процедура чаепития были разработаны известными мастерами тя-но ю Дзёо Танэко (1503-1555) и Сэн-но Соэки (1521-1591), ставшего знаменитым под именем Рикю. Именно он фактически сделал ее такой, какой мы ее знаем. Он начал использовать скромную японскую утварь вместо дорогой китайской. Кроме того, Сэн-но стал заваривать чай в той же комнате, в которой сидели гости (раньше это делали в другой комнате). Да и многие из других правил тоже ввел он: определил размер чайного домика в 4 с половиной татами (ок. 7,3 кв. м), разработал его дизайн. Кроме собственно чайной церемонии, Сэн-но Рикю был мастером икэбаны и стал родоначальником нового направления - "нагэирэ" (выброшенные цветы). Композиции именно этого направления стали использоваться для украшения чайного домика. Сэн-но Рикю изображен на воротах храма Дайтокудзи в Киото. Эта честь и принесла мастеру гибель: Тоётоми Хидэёси, второй из объединителей Японии, страшно разгневался, узнав, что прошел под Рикю, входя в храм, и приказал ему совершить харакири. После смерти Рикю чайная церемония продолжала развиваться и живет по сей день.



сосуд для воды       Чайная церемония тесно связана с Дзэном не только в её практическом развитии, но в основном в сохранении духа, которым она пропитана. Существуют четыре основных принципа чайной философии по Рикю: это Гармония, Почтительность, Чистота и Спокойствие. Их воплощением должна была стать и вся церемония в целом - ее смысл, дух и пафос, - а также каждый ее компонент, вплоть до мельчайших деталей.Каждый из четырех принципов мог быть в отвлечённо-философском смысле и в конкретно-практическом.

       Гармония- сама атмосфера чайной церемонии. Когда вы подходите к чайному домику, видите мшистые камни, заросший водоем - вольную природу, которой человек не навязал себя. Чайный дом с соломенной крышей, подпорками из неотесанного дерева или бамбука - естественное продолжение сада. В комнате полумрак: низкая крыша почти не пропускает света. Ни одного лишнего предмета, ни одного лишнего цвета. На полке в чайной комнате стоят кувшин с водой, подставка для черпака, чашка для воды. На всем патина старины, дыхание вечности. Время как бы остановилось. Только ковш из срезанного бамбука и свежая полотняная скатерть. Вся обстановка призвана отвлечь вас от повседневности, привести дух в состояние умиротворенности, равновесия.

       Почтительность предполагает чистосердечные, добрые отношения между людьми. Чайный дом - не только обитель простоты и естественности, но и обитель Справедливости. Почтительность предписывает, чтобы все чувствовали себя равными и знатный не кичился своей знатностью, а бедный не стыдился своей бедности. Тот, кто входит в чайную комнату, должен преодолеть в себе чувство превосходства.

       Чистота должна быть во всем: в чувствах, в мыслях. Истоки культа чистоты восходят к обряду Великого очищения.

       Спокойствие предполагает полный покой, внешний и внутренний, уравновешенность, безмятежность. Недаром иероглиф дзяку (спокойствие) переводят как нирвана. Эти четыре элемента необходимы для доведения этого искусства до совершенства: они составляют существенную часть организованной братской общины, примером которой является жизнь Дзэн-буддистского монастыря.

      Теперь о понимании восточной философии. Прежде всего, надо отвлечься от сидящей у нас в крови ориентированности на результат. Наслаждайтесь процессом. Не ищите подтекста - учитесь просто видеть красоту в каждом движении. Расслабьтесь и почувствуйте, что находитесь здесь и сейчас. Опять-таки, для того, чтобы оценить чайную церемонию, нужно понимать японскую эстетику. Сумейте увидеть красоту в неглазированной керамической чашке неправильной формы, в скромных стебельках полевых цветов, стоящих в токонома, в бамбуковом ковшике, в тесном чайном домике из некрашеного дерева. Японцы считают, что чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. По-видимому, это так, но в чайной церемонии заключено и другое. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная церемония является одной из основ культивирования национальных чувств.

Формы и правила чайной церемонии
   Существует много форм чайной церемонии: «Ночное чаепитие» - крепкий чай и еда; «с восходом солнца» - обычно зимнее чаепитие около 3-4 часов утра; «утренний чай»(асачи) - сбор гостей между 5 и 6 часами утра обычно в жаркую погоду, время церемонии значительно сокращается; «чай после еды» - подаются только сладости , после них предлагается чашка супа, по кругу передается чашечка сакэ, перед подачей чая гости моют руки в саду; «вечерний чай» - начало церемонии около 6 вечера, обычно проводится долгими зимними вечерами ии представляет собой полную церемонию. После её завершения проводится другая церемония «томезуми», во время которой хозяин подбрасывает угли в огонь и продолжается разговор; «риндзино-тя-но-ю»(специальное чаепитие) - это чайная церемония, проводимая наспех, если например неожиданно приехали гости, сопровождается незатейливой едой и утварью; а такжк поздравительные, в память о ком-то церемонии и чайные вечера «собетсу».

   Организация чайного действа начинается с приглашения гостей за несколько дней до планируемого действа. Устроитель чайной церемонии должен тщательно обдумать список приглашенных - основополагающий принцип - подстраивание под настроение других даже за счет собственных желаний. Количество гостенй в стандартной церемонии составляет пять человек. Особое внимание уделяется выбору "главного гостя"(секяку). Это должен быть уважаемый человек хорошо знающий чайный ритуал, так как именно ему предстоит открывать церемонию. Иногда гости сами избирают из себя сикяку и определяют ранговое положение в черемонии остальных гостей. Именно в определенном порядке гости принимают участие в чайной церемонии.

   Для церемонии(современной) гости подготавливают традиционную одежду. Если чаепитие носит формальный характер, мужчины надевают шелковое кимоно, хаори черного цвета с белым фамильным знаком, хакама и белые таби. Менее формальные чаепития допускают одежду темно-серого или коричневого цветов, без контрастных сочетаний с аксессуарами. Женская одежда менее формальна, но в любом случае соответствует спокойному стилю.
Гости приносят с собой сложенные листы бумаги - салфетки, которые кладут за отворот кимоно, два шелковых платка- большой и маленький, белый льняной платок.

   Обычно приглашенные прибывают за 20 минут до церемонии, они входят в главный сад и ожидают начала чайной церемонии в беседке. Услышав, что хозяин открывает так называемые средние ворота внутреннего сада, они по каменной дорожке спешат к нему. Все приветствуют друг друга молчаливым поклоном. Затем хозяин возвращается в чайный домик, а гости направляются к каменному бассейну мыть руки. Осмотрев сад, главный гость направляется к чайному домику и нагнувшись входит в помещение, сняв затем сандали ии оставив их через раскрытые двери снаружи у входа. За ним следуют все остальные гости строго в установленной иерархии, последний из гостей закрывает дверь. Хозяин появляется несразу, так как гостям необходими привыкнуть к освещенности комнаты, рассмотреть свиток и цветок.
Наконей хозяин выходит из "мидзуя"(подсобного помещения) впервые приветствуя гостей словами, а такжк глубоким поклоном. Затем хозяин добавляет в жаровню уголь и угошает гостей едой (кайсеку). Это еда подаваемая до сладостей, она может включать в себя самые разнообразные блюда: рис, рыба, птица, клецки, овощи. Едят всего понемногу - главное не в еде, а в чайной церемонии. Иногда хозяин и гости выпивают чашечку сакэ. Угощая гостей, хозяин рассказывает интересный случай или историю. Всего употребление кайсеку и сладостей занимает 30-40 минут. После легкой трапезы хозяин приглашает гостей в сад.

   Начало непосредственно чайной церемонии отмечается 5-7 ударами гонга. Гости собираются в чайной комнате и синтересом наблюдают за действиями хозяина,. который вытирает чайницу и чайную ложку специальной шелковой салфеткой(фукуса). Это не просто дань гигиене, но акт символизирующий духовное очищение ума и сердца, изгоняющий дурные мысли.
   Затем хозяин деревянным черпаком на длинной ручке достает из чайника воду и обдает кипятком сначала бамбуковый венчик, затем чашку. При этом использованная вода сливается в специальный сосуд. Вытерев чашку, хозяин приступает к завариванию чая.
   Приготавливается два вида чая - кой-тя(густой и крепкий чай) и усу-тя(слабый напиток). Чаепитие начинается с кой-тя. Напиток готовится в одной большой чашке для всех гостей. Приготовив напиток, хозяин ставит чашку на салфетку и с церемониальным поклоном передает её главному гостю. Тот, уложив фукуса(салфетка) на ладонь левой руки, с поклоном принимает чашку правой, ставит её на левую ладонь, трижды поворачивает её и, извиняясь перед соседом, что пьет раньше его, делает трии с половиной глотка. После этого вытирает край чашкии своим кайси(бумажной салфеткой) и передает чашку второму гостю. Процедура повторяется снова.
   Усу-тя заваривают в небольших чашечках отдельно для каждого гостя. Гость берет чашку правой рукой и помешает на левую руку, делает небольшой поклон хозяину в знак почтения и разворачивает чашку на 90°, делает небольшой глоток. Затем гость хвалит вкус чая и выпивает его, держа чашку левой рукой.

   Приступив к церемонии, участники должны забыть, что существуют слова. Допускаются лишь приветствия и минимум вежливых фраз. Обязательный элемент чаепитиия - рассматривание чайной чашки и оценка её эстетических достоинств. Оценив и выразив свое восхищениие формой, орнаментом, цветом, материалом чашки,. её затем переворачивают вверх дном.

   Ритуал тя-но-ю жестко установлен для всех участников, не оставляя им внешней свободы. Но церемония, проводимая настоящиими мастерами, всегда поражает тем, что не смотря на жесткий порядок, оличается легкостью и естественностью, в не йвсегда находится место импровизации.

посуда вабиШесть основных правил тя-но-ю установленных мастером чая Рикю:
1. Сигналом, приглашающим гостей в чайную комнату, должен быть звук деревянной колотушки(гонга).
2. Миска для омовения рук должна быть всегда наполнена водой.
3. Гость, который заметил какуюю-нибудь неправильность в оснащении чайного домика или почуствовал бестакность, должен немедленно тихо и молча удалиться.
4. Разговоры во время церемонии могут касаться только серьезных и достойных тем.
(война и политика достойными темами не считалтсь - прим. мастера)
5. Из уст гостей не могут исходить ни ложь, ни лесть, ни клевета, ни сплетни.
6. Чайная церемония не может длиться более четырех часов.





Hosted by uCoz


Главная


Мастерская команда "Саратов-Путь 2003"

Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта