Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта

Бабочкой никогда
Он уж не станет... Напрасно дрожит
Червяк на осеннем ветру.
Басё.



ЭТИКЕТ ЯПОНСКОГО МЕЧА



Ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Хотя основным оружием древней Японии был лук со стрелами, именно меч постепенно стал "душой самурая". Культ меча породил этику меча, нарушение которой смывалось только кровью.

С конца XVI в. исключительное право ношения длинного меча дайто, а также пары мечей дайсё закрепилось за самураями и придворной аристократией кугэ. Горожанам разрешалось носить лишь короткий меч (сёто) и то только во время больших праздников или путешествий. Крестьянам, как и во всем мире, запрещалось иметь оружие. Особенно строго за исполнением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн) следили в мирный период Эдо (1603-1868 гг.).

Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце.

Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность (все японские фехтовальщики были правшами). Именно поэтому во многих школах иай-до и кэндо до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положении, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя - меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе (лицевая сторона омотэ направлена вниз).

В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью - к владельцу, а клинком в ножнах - к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону воспринимались как вызов.

Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая - в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная - тати-какэ. На тати-какэ полагалось ставить итомаки-но-тати, причем обязательно рукоятью вниз. На катана-какэ располагали мечи типа букэ-дзукури и тати других типов. Мечи на подставке катана-какэ располагали рукоятью влево и лицевой стороной омотэ вперед. Таким образом, мечи тати на горизонтальной подставке всегда находились лезвием вниз, а мечи в стиле букэ-дзукури - лезвием вверх.

Подставка для меча должна по возможности контрастировать по цвету и украшению с мечом на ней. Хорошие мечи почитались в Японии столь высоко, что родилась особая церемония "любования мечом". Для хозяина меча считалось большой честью, если гости выражали восхищение его мечами. Процедура осмотра мечей была тщательно регламентирована, были расписаны жесты и реплики всех участников подобной церемонии. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе. При демонстрации оружия полагалось вытаскивать из ножен только часть клинка, находящуюся рядом с гардой, и обязательно постепенно. Клинком любовались, наклоняя его под разными углами к свету. Полностью обнаженный клинок (сираха) мог быть воспринят как враждебность. Если же владелец меча все же хотел показать весь клинок, то он с почтением передавал оружие гостю, с тем чтобы тот сам с многократными извинении. В длительном путешествии меч заворачивали в мешочек кэнэ и клали в деревянный лакированный футляр катана-дзуцу, который состоял из двух частей и имел ушире-ние для гарды. Иногда вместо катана-дзуцу использовался кожаный или матерчатый чехол хикихада. Минимальной необходимой защитой для меча считался чехол для рукояти кадзари-самэ, предохранявший обмотку и украшения на рукояти от непогоды. Кадзари-самэ обычно делали из кожи ската и иногда богато украшали. Некоторые такие чехлы стоили целое состояние, и даймё дарили их друг другу в торжественных случаях.


Существовали определенные способы и для крепления мечей за поясом. Меч тати подвешивали к поясу с левой стороны, а короткий меч коси-гатана (меч-спутник тати) располагали вертикально, засунув за пояс; при этом конец ножен коси-гатана должен был пройти через кольцо цуру-маки с запасной тетивой, свисавшей между кольцами аси на мече тати. Такой способ расположения мечей назывался цуру-маки-гатамэ-но-сита-ха. Мечи в стиле букэ-дзукури (катана, вакидзаси и пр.) часто просто засовывали за пояс лезвием взерх. Если носили пару мечей дайсё, то обычно их располагали так, что рукоять короткого меча находилась ближе к центру тела, а рукоять длинного направлялинесколько влево. Однако более удобно было использовать специальный крепеж косиатэ, который мог быть предназначен для одного меча (ката-косиатэ) или для двух (рё-косиатэ). Косиатэ, как правило, представлял собой кусок кожи со шнурами для привязывания к талии и с нашитыми на него петлями, в которые вставлялся меч. Более редкие экземпляры имели трубку (цуцу-косиатэ) или доску (ита-косиа-тэ) с отверстиями для меча. Меч, закрепленный в косиатэ или засунутый за пояс, крепко прилегал к телу и не бился о бедро при езде верхом или при ходьбе. Кроме того, неподвижность рукояти означала, что рука могла быстро найти ее и схватить, когда возникала необходимость обнажить меч, а не возиться как с рукоятью тати.


Как и в Европе, знаменитый меч мог иметь собственное имя и передавался по наследству из поколения в поколение. Такой меч считался лучшим подарком для самурая. История Японии знает не один случай, когда подарок хорошего меча (знаменитого мастера) превращал врага в союзника. Следующий эпизод показывает, что знаменитый меч ценился больше, чем жизнь его обладателя: "Полководец Хори Хидэ-маса осаждал господина Акэти Мицухидэ в его замке Сакамото... Когда господин Акэти понял, что замок вот-вот падет, он отправил послание: "Мой замок пылает, и I скоро я умру. У меня много великолепных I мечей, которые я собирал всю свою жизнь. Я не хотел бы, чтобы они погибли вместе I со мной... Если бы вы ненадолго прекратили штурм, дабы я мог передать их вам, я смог бы умереть спокойно". Господин Хори согласился. Воины остановились и со стены замка спустили завернутые в циновку мечи. Потом атаки возобновились, и на следующий день замок пал. Господин Акэти умер - по-видимому, со спокойной душой".




Вооружение Японии в период Эдо.



В период Эдо (1603-1868 гг.) в Японии сложились следующие комплексы наступательного и защитного вооружения.

Первое время после наступления мирного периода Эдо перед взорами людей еще маячила возможность войны, и мечи, доспехи и прочее вооружение были боевыми - строгими и практичными. Недлительные годы мира и уменьшение перспективы гражданской войны привели к значительному взлету декоративности вооружения. В период Эдо, каждый имевший звание самурая, носил два меча дайсё - катана и вакидзаси (большой и малый). Самурай не расставался с ними большую часть дня и ночи. Они были символом его чести и силы как солдата на службе своего господина. Если его господин был обесчещен или кем-либо обижен и из-за этого лишил себя жизни, долгом его вассалов считалось поправить зло, уничтожив того, кто обесчестил их господина, и, если они при этом не погибли и успешно выполнили свою задачу, закон предписывал им уничтожить самих себя. Благодаря благоговейному отношению к мечу он стал самой богато украшенной частью снаряжения самурая. Штатская одежда самурая была обычно темного цвета. В унисон с ней оправу меча, как правило, делали красновато-коричневого, черного или серого цвета. Вообще образцом самурайского хорошего вкуса считался простой черный цвет роиро; иногда его монотонность нарушалась рельефом или чередованием тусклых и ярких мест на поверхности для контраста. Изредка использовалась переливающаяся отделка, создаваемая золотой пылью или толченой ракушкой. Однако это считалось вульгарным, за исключением тех случаев, когда человек появлялся при дворе, где предполагалась роскошь.

Период Эдо характеризуется наибольшим разнообразием оправ мечей. В это время совершенствуются старые и изобретаются новые стили украшения деталей оправы. Искусная гравировка, инкрустация драгоценными металлами и цветными сплавами, рельефные узоры и многие другие виды отделки отличают оружие мирного периода Эдо от более старых образцов.


В первой половине периода Эдо (1603-1780 гг.) клинок длинного меча имеет длину 70 см. и небольшую кривизну, а во второй половине (1781-1868 гг.) клинок около 75 см., и практически прямой. С японским мечом связано много легенд и преданий. Считалось, что при его изготовлении мастер-оружейник передает ему часть своей души. Например, знаменитый мастер XIV в. Мурамаса Сэнд-зё, ученик великого Масамунэ, изготовлял прекрасные мечи. Однако он был очень раздражительным и вспыльчивым, и его мечи заслужили славу "жадных до крови", которыми опасно владеть (так как они могут вовлечь владельца в поединок) и опасно сражаться (так как они даже могут привести к гибели владельца). Многие члены клана Токугава погибли от этих клинков. Ненависть Токугава к изделиям этого мастера была столь велика; что их повсеместно уничтожали

Кинжалы и ножи

К древковому оружию на это время можно отнести несколько больших групп вооружения составной частью которого является древко:

1. с изогнутой боевой частью;
2. с прямым наконечником (как с одним, так и несколькими клинками);
3. со сложной боевой частью;
4. боевые топоры;
5. ударного действия.

Лук
Защитное вооружение
Борьба с пожарами

Hosted by uCoz


Главная


Мастерская команда "Саратов-Путь 2003"

Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта