Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!
Исса.


История       Культура      


Историческая справка

ИГРА будет проводится по периоду сёгуната Токугава, позднее событий Осака нацу-но эки, то есть позже 1615 года и до 1868 года (революции Мэйдзи). Основной упор делается на вторую половину XVII века, но, как и в любой ИГРЕ есть свои временные вольности.

Период Эдо (1603 - 1867)
Токугава Иэясу, сподвижник Тоётоми Хидэёси и Оды Нобунаги, взял власть в свои руки как наиболее влиятельный человек в Японии. Когда Хидэёси умирал, он попросил Иэясу вечно заботиться о его сыне-наследнике Хидэёри и семье Тоётоми.

Разумеется, Токугава нарушил свое обещание и не поддержал наследника Хидэёси, так как хотел править Японией сам. В битве при Сэкигахара в 1600 году Иэясу разбил сторонников Хидэёри и других своих противников с запада. Таким образом он получил неограниченную власть над страной. В 1603 году властью императора Иэясу был провозглашен сёгуном. Он основал свое правительство в Эдо (ныне - Токио). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет.

Иэясу строго контролировал всю страну. Он умело распределил землю между даймё: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его еще до битвы при Сэкигахара) получили стратегически более важные участки. Для полного контроля над обществом в период Эдо была создана система из 5-ти классов: на вершине социальной пирамиды стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Парии-"эта", занимавшиеся "грязной" по буддийским канонам работой, образовывали самый дискриминированный, пятый класс. Гражданам страны запрещалось менять свой социальный статус.

Сёгун Иэясу продолжал развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился полного запрещения христианства, чтобы предотвратить опасное влияние извне.

После уничтожения клана Тоётоми в 1615 году и взятия Осаки Иэясу и его наследники практически не имели противников, и период Эдо можно назвать временем мира. Воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству. Дзэн-буддизм и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и преданности.

В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив связи с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через порт города Нагасаки. Были запрещены все иностранные книги.

Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, развивался внутренний рынок, процветала культура. Среди городского населения набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и укиё-э - картинки на бытовые темы.

Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков, однако со временем его положение становилось все более шатким. Купечество развивалось настолько быстро, что вскоре многие самураи стали от него финансово зависеть. В результате классовые различия между купцами и самураями сглаживались, а могущество последних постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и в Японии распространились новые философские учения из Китая и Европы (Германия).

Теперь к конкретике.
Тип правления - сёгунат
Правящий дом - Токугава.
Императорский двор - существует, но контроль над страной у сёгуна
Сословия -
самураи (во главе с сёгуном): сподвижники Токугавы Иэясу, "посторонние князья"(подчиненные силой оружия), хатамото-самураи(чиновники), и остальные самураи, составлающие войско сёгуна и даймё. По кодэксу "Букэ сёхатто" самурай должен владеть письмом и оружием, соблюдать умеренность в пище, одежде, развлечениях, запрещалось иметь связи с другими княжествами, заниматься торговлей, ремеслом, связываться с другими сословиями.
Токугавское правительство лишило даймё возможности вести междоусобные войны и выступать против центральной власти, сохранив за собой право контроля над даймё. У даймё, выступавших против Токугава, отнимали (полностью или частично) владения, в некоторых случаях недовольных перемещали в другие районы.
крестьяне - в сословном делении вторые после самураев, владели небольшим количеством земли, несли повинности в пользу даймё и сёгуна, облагались налогом. Материальное положение очень пестрое от зажиточных крестьян, державших наемных работников до бедноты.
ремесленники и торговцы - с XI-XII в. объединялись в дза (аналог гильдий) , позднее - с к. XVI в. в связи с запретом многих дзя появились новые корпорации - накама или кабунакама.
священослужители - отдельным сословием не считались.Конфессии: синто, буддизим, конфуцианство и их модификации.Миссионеров с 1639 года выгнали, но японцы-католики наличиствуют.
Городское самоуправление - полное (очень богатые, обычно портовые города), ограниченное (богатые города), полностью зависимые.
Городская торговля - строго регламентирована по типу товаров, кварталу, где можно продавать конкретный товар, по дням продажи. Создавались специализированные рынки по городам (напр. Рыбный в Ёдо, рисовый в Киото и др.)
1639 год - указ Токугава Иэмицу "о закрытии страны", касался португальцев, голландцы и китайцы могли посещать страну, но ограничиваясь городом Нагасаки. Японцы выездного права не имели. Страна пробыла в изоляции два века.




Культура
Культура периода Эдо (1603-1867).
Изобразительное искусство. В 1624 г. был достроена Кацура рикю - загородная императорская вилла близ Киото, являющая собой верх совершенства в архитектуре сёин-дзукури. Тогда же Огата Корин предложил тяжелую декоративную роспись (римпа) и украсил многие прекрасные предметы орнаментом из золоченого лака (маки-э). Больших успехов добились мастера Икэ-но Тайга и Таномура Тикудэн в рисунке тушью (бундзинга), заимствованном из Китая. В Эдо (нынешний Токио) среди самых широких слоев населения стали чрезвычайно популярными многоцветные гравюры укиё-э, изображавшие чаще всего актеров и прекрасных дам. В небогатых домах они заменяли дорогостоящую живопись, использовались для иллюстрирования книг, оформления календарей и рекламы. В это время Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ освоили западный метод построения перспективы, введенный художником Сиба Кокан из Нагасаки, единственного в те времена порта, открытого для иностранных судов. Пейзажи великих мастеров открыли новый этап в укиё-э. Необыкновенной красоты храмы и часовни были построены в этот период в Никко. "Не говори ни о чем, что это прекрасно, пока ты не увидел Никко", - гласит старинная японская поговорка.
Литература. В конце ХVII-начале ХVIII в. (Эра Гэнроку) городские ремесленники и купцы оказали большую поддержку развитию литературы и появлению профессиональных художников. Два гиганта в области прозы появились в это время: Ихара Сайкаку, реалистично описавший жизнь купцов Осаки, и Тикамацу Мондзаэмон, сочинявший дзёрури - своеобразные напевные сказки, а также пьесы для театра Кабуки. Кроме того, писатель Уэда Акинари выпустил собрание рассказов "Угэцу моноготари" ("Истории лунного света и дождя").



Hosted by uCoz


Главная


Мастерская команда "Саратов-Путь 2003"

Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта