Будда в вышине!
Вылетела ласточка
Из его ноздри.
Исса.
Эта религия проникла, в Японию в VI в., когда на Японские острова начали проникать буддийские монахи.
Буддийские священные книги, написанные на китайском языке, были первыми, появившимися в Японии. Традиционные
формы японизированного буддизма имеют свои некоторые особенности.
Японцы легенду о Гаутаме принимают полностью. Так же
как и то, что отец Гаутамы держал
сына-наследника вдали от мирских дел, возил его на золоченой колеснице, скрывая от глаз посторонних.
Молодой князь не знал забот, купался в роскоши и не ведал настоящей жизни. Однажды он все же увидел нищего старика,
в другой раз - калеку, в третий покойника и в четвертый - бродячего отшельника. Увиденное потрясло Гаутаму и переменило
его судьбу. Он отказался от богатого наследства, оставил жену и сына и в 29 лет стал странствующим аскетом.
Шесть лет Гаутама, согласно японской интерпретации, провел в скитаниях, живя подаянием.
Как-то ночью, сидя под деревом Бо в глубокой задумчивости, он понял смысл бытия - на него снизошло просветление.
Гаутама познал четыре святые истины: жизнь в своей основе есть страдание; причиной страдания
являются страсти,
потребности, желания людей; чтобы избавиться от страданий, надо пресечь все желания; сделать это можно
только путем
ухода от действительности и достижения "высшего просветления" - нирваны.
Дальнейшую жизнь Будда посвятил проповеди своего учения. Умер он в 80 лет.
Последователи, в том числе и в Японии, стали наделять его различными сверхъестественными способностями:
он мог быть невидимым, летать по воздуху, ходить по воде, держать в руках солнце и луну и т. д.
Постепенно Будда приобрел в представлениях людей и другие божественные качества.
Главным в японизированном буддизме является уход от
житейской действительности.
Буддизм проповедует отречение от страстей, провозглашает тщетность мирских забот, призывает к душевному покою.
Буддисту, как вытекает из канонов, следует бежать из сансары (материального, чувственного мира), чтобы перейти в мир нирваны.
Согласно учению Будды, сансара - это иллюзорный мир, а нирвана - мир подлинный. Реальность, как следует из догматов
буддизма, это движение специфических частиц - дхарм. Все в мире образуется из комбинации дхарм.
Буддийские схоласты насчитывают от 70 до 100 разновидностей дхарм. Выделяют также определенные группы дхарм:
дхармы бытия и небытия
(то, что рождается и исчезает, и то, что существует вечно); дхармы волнения и покоя (то, что подвержено страстности и
суете, и то, что стремится к успокоению); дхармы психических состояний (ощущение благоприятного, неблагоприятного и
безразличного отношения к окружающему); познавательные дхармы (ощущение, восприятие, представление); дхармы сознания
и подсознания (подконтрольные сознанию абстракции и то, что неподконтрольно сознанию).
Дхармы, согласно буддизму, никогда не исчезают, а лишь соединяются
в различные структуры. В связи с этим и человеческая смерть понимается как распад одной структуры дхарм
и появление другой в образе человека,
животного, насекомого, растения и т. д. Жизнь, по буддизму, это цепь бесконечных перерождений.
Чтобы обеспечить себе "хорошее перерождение", не переродиться, скажем, в змею или насекомое,
человек должен соблюдать предписания буддизма.
Представление о месте человека в мире изложено в многочисленных посланиях Будды. Суть их хорошо видна в обращении Будды
к своим ученикам перед смертью.
"Пусть мое учение освещает вам путь жизни! Положитесь на него; не верьте ничему другому.
Будьте сами светом себе. Надейтесь только на себя; не надейтесь на других. Блюдите свое тело, заботьтесь о чистоте его;
не поддавайтесь искушениям; разве вы не знаете, что искушения принесут вам страдания? Заботьтесь о душе своей; знайте;
что она вечна; разве вы не убеждены в том, что забвение ее, ваша гордыня и себялюбие принесут вам неисчислимые страдания?
Будьте внимательны ко всему, что окружает вас; разве вы не видите, что все это извечная "самость"? Разве вы не знаете,
что все это со временем распадется на части и будет развеяно? Не пугайтесь страданий, следуйте моим заветам и вы избавитесь
от них. Делайте все с душою - и вы будете моими верными учениками.
Друзья мои... Не забывайте, что смерть - это только распадение тела. Тело нам дали родители. Оно вскормлено пищей,
поэтому болезни и смерть неизбежны. Но вы знаете, что Будда - это не тело, это Просветление. Тело исчезнет, а
мудрость просветления останется навечно. Просветление будет жить с вами в виде Дхармы. Тот, кто видел мое тело,
еще не видел меня. Меня видел тот, кто познал мое учение. После моей смерти вашим учителем будет моя Дхарма. Следуйте
этой Дхарме - и вы будете верны мне".
Разумеется, что ранний буддизм несколько отличался от того, который проник в Японию. Так, в раннем
буддизме упор делался не на мировоззренческие вопросы, а на нормы поведения человека. Эти нормы не отрицали того,
что содержалось в приемлемых для того или иного этноса уже испытанных кодексах жизни. В результате буддизм быстро
завоевал многочисленных сторонников. Его победное шествие из Индии по Южной и Восточной Азии началось в III в. до н. э.
На рубеже новой эры буддизм распространился в Китае, в IV в. в Корее и в VI - VII вв. утвердился в Японии.
Естественно, такая громадная по числу адептов религия не могла сохранить единство и довольно
скоро стала дробиться на секты. Самый существенный раскол произошел в I в., когда в рамках буддизма определились
два направления: хинаяна и махаяна.
В Японии многие китайские и корейские монахи, принесшие буддизм, создавали свои секты.
Между сектами развернулась борьба на почве доктрин хинаяны и махаяны. Последняя воспринималась японцами как более
приемлемая, поэтому повсюду стали возникать махаянистские храмы.
Махаяна (букв. - большая колесница) означает в
противоположность хинаяне (букв. - малая колесница)
"широкий путь спасения". По учению махаяны, спастись может не только монах, как в хинаяне, но всякий, кто будет соблюдать
определенные заповеди и предписания. Будда рассматривается не как учитель, а как бог. Считается, что было бесчисленное
количество Будд, что следующий Будда сменит ныне существующего через восемь с лишним миллионов лет. В пантеоне махаяны
насчитывается более тысячи Будд, которые придут к людям в будущем. Еще больше насчитывается бодхисаттв.
Согласно буддийским канонам, бодхисаттва - это просветленный человек, который отказывается от нирваны, чтобы помочь
всем людям достичь просветления. Бодхисаттвы "сближают" людей с Буддой, приходят к ним на помощь по их зову.
Бодхисаттвам помогают архаты, т. е. святые, которые достигли познания основополагающих истин бытия и распространяют
учение буддизма среди масс населения.
Количество приверженцев буддизма в конце VI - VII в. н.э. возросло такими стремительными темпами,
что император Камму, опасаясь монашеского "нашествия", в 794 г. перенес свою столицу из Нары в уезд Уда.
Разумеется свою дальнейшую и более глубокую трансформацию буддизм в Японии претерпел значительно позже.
Но уже в начале этой трансформации японский буддизм, сосредоточивая внимание на внутренних проблемах человека,
рекомендовал национальный подход к переживаниям действительности. В отличие от классического буддизма, проповедующего
отказ от желаний, японский пропагандирует разумное к ним отношение. По канонам японского буддизма, только нереальные
желания являются причиной тревог и беспокойства. "Просветление" (по-японски сатори) не связано с отказом от прелестей
жизни. Достигнув просветления, как уже следует из практики современных сект, японец должен наслаждаться жизнью.
Буддизм для японского этноса, таким образом, еще с глубокой древности
был жизнеутверждающей религией.
Костюм буддийского монаха
Костюм ямабуси
Мастерская команда "Саратов-Путь 2003"