Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
Бусон.



Сумо и хомбасё (турнир) на игре


Сумо - это вид борьбы в набедренной повязке (маваси) на специально оборудованной площадке (дохё). Маваси - ширина маваси составляет 40 см ; определённая длина не предписана, но длина маваси должна быть достаточной для того, чтобы его можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз. Лента маваси обычно складывается вдоль 4 раза; ткань маваси должна быть достаточно жёсткой, чтобы не сминаться при захватах.
Дохё - квадратная площадка (со стороной 7,27 м). На дохё определяют четыре стороны горизонта: сёмэн (север), мукодзёмэн (юг), хигаси (восток) и ниси ( запад). Внутри - арена схватки - круг диаметром 4,55 м, по периметру ограниченная жгутом из рисовой соломы. В центре круга с восточной и западной стороны дохё на поверхность наносят на расстоянии 70 см друг от друга две стартовые линии белого цвета (сикирисэн). Длина сикирисэн - 80 см, ширина - 6 см. Внутри круг посыпается песком. Песок разбрасывается также и снаружи круга, образуя "контрольную" полосу.. В местах выхода борцов на дохё на востоке и западе должны быть приготовлены вода, соль (для совершения ритуалов) и бумажные салфетки.

По окончании строительства дохё перед открытием турнира, проводится синтоистская церемония дохё мацури. Синтоистский священник вместе с гёдзи турнира проводит ритуал, в ходе которого закапывают в центре дохё священную пищу (промытый рис, соль, сушеный каштан, бурую водоросль-ламинарию и сушеную каракатицу), окропляют ее сакэ и произносят молитву о безопасности сумотори во время турнира.

Участвуют: 1. Рефери (гёдзи)
2. Ёбидаси (судьи-информаторы, бьют в барабаны перед началом, объявляют имена участников, принимают ставки и информирует о них публику, пишет стихи и песни о сумо и т.п. - комментатор и тамада, т.с.)
3. Сумотори (борцы).

1. Парад участников - выход на дохё.
Первым на дохё выходит рефери (гёдзи), за ним борцы (сумотори) сначала младшие, самый знатный в конце. Проходя мимо рефери сумотори совершает легкий поклон и поднимает руку, показывая ладонь, как бы извиняясь за то, что проходит перед старшим (рефери). Имя сумотори и его профессия "в миру" объявляется публике в тот момент, когда он по кругу обходит дохё. Когда первый поднявшийся на помост борец совершает почти полный круг (против часовой стрелки), он останавливается. После того, как на дохё поднимется старший по рангу в дивизионе, все сумотори поворачиваются лицом к центру круга и синхронно выполняют предельно простые ритуальные движения:
1. Ноги на ширине плеч, обе руки опущены
2. Хлопок в ладоши
3. Подъем правой руки (плечо параллельно земле)
4. Обеими руками подтягивают свою набедренную повязку
5. Поднимают обе руки
6. Опускают обе руки


В заключение парада на помост поднимается великий чемпион - ёкодзуна или хотя бы просто почетный устроитель турнира, если пожелает - в сопровождении главного судьи и двух сильнейших борцов, один из которых несет церемониальный меч.
Ёкодзуна исполняет ритуальный комплекс телодвижений и с силой топает поочередно левой и правой ногой, отгоняя нечисть (можно просто делать сико - см. ниже)).

Затем на юго-восточный и юго-западный углы арены выносят соль, тикара мидзу (воду, придающую силу) и тикара гами (бумагу, придающая силу), которые борцы используют во время ритуалов очищения, предшествующих каждому поединку.

2. Очистительный ритуал.
Именование. В нужное время служитель арены ёбидаси с веером в руках высоким пронзительным воплем нараспев объявляет имена борцов, которые сейчас поднимутся на помост. После того, как ёбидаси, выполнив свою миссию, покидает дохё, борцы встают, кланяются друг друга и расходятся по своим углам. Затем гёдзи вновь объявляет имена борцов, которые в этот момент уже начинают выполнение ритуалов, предшествующих схватке.

Сико. В своих углах борцы хлопают в ладоши и выполняют два сико, сначала правой, а потом левой ногой, целью которых является изгнание злых духов, а также просто для того, чтобы размять ноги. Сико - первое тренировочное и ритуальное упражнение сумо, - попеременный подъем ног в сторону-вверх на максимально возможную высоту. В верхней точке обязательно нужно зафиксировать ногу и постараться задержать ее в этом положении как можно дольше. После каждого упражнения борец приседает на корточки и делает выдох.

Вода, бумага, соль. После сико борцам подносят тикара мидзу - вода, придающая сил. Вода предназначена для очищения, и сумотори не пьют ее, а полощут рот и выплевывают. Подносит ковшик с тикара мидзу сумотори, только что выигравший свой поединок или еще не боровшийся. Проигравшему это запрещено. Сполоснув рот водой, борец вытирает лицо, а иногда и все тело бумагой тикара гами. Поскольку по древней традиции сумо считается, что поединки ведутся перед лицом богов, тело сумотори и его мысли должны быть чисты. Каждый раз, пересекая границу круглого борцовского сектора, сумотори бросает горсть соли. Это действие называется сиомаки.

Хлопок на корточках. Борцы расходятся на восточную и западную половины круга, синхронно садятся на корточки (поза сонкё - - борец садится на корточки и кладет вытянутые руки на колени), хлопают в ладоши и вытягивают руки в стороны, ладонями вверх. Этот ритуал называется тиритёдзу. Как и во всех остальных церемониях, хлопки выполняются для очищения, а также для того, чтобы предупредить богов, что сейчас начнется поединок. Вытягивая руки и показывая свои ладони, борцы демонстрируют, что они безоружны и поединок пройдет честно.. Затем сумотори подходят к сикирисэн (стартовые линии), хлопают в ладоши и выполняют еще два сико. Все движения в ходе любых ритуалов борцы должны выполнять синхронно.

Ставки. В то время как борцы выполняют свои ритуалы, дохё по кругу обходят ёбидаси, держа правой рукой прямоугольные плакаты размером приблизительно полметра на метр, на которых написан размер принятых ставок для победителя этой схватки и имена дарителей. Подпольный же тотализатор - он и есть подпольный.

3. Психологический поединок - сикири.
Наконец наступает время ритуала нирамиаи. Находясь в центре дохё, сумотори приседают, упираясь кулаками в землю, и ведут своеобразную психологическую борьбу, стараясь своим устрашающим взором подавить соперника. Затем сумотори встают, возвращаются в свои углы, снова бросают соль и возвращаются к стартовой линии, не сводя глаз друг с друга. Все это выполняется по 3-4 раза. Зачастую по уверенности и решительности сквозящей во взоре того или иного сумотори можно определить победителя предстоящей схватки. Судьба многих схваток решается именно в ходе этого психологического поединка. По мере приближения этого ритуала к завершению атмосфера в зале все больше и больше накаляется - зрители начинают громко подбадривать своих любимцев. На все это отводится 3-4 минуты, но можно и вообще не ограничивать время (решает рефери). Затем рефери командует: "Дзикан десу!" - "Пора!".

4. Начало боя.
Борцы принимают позу сонкё (присед), гёдзи, убедившись, что их дыхание синхронно, должен дать команду "Камаэтэ!" (Приготовиться!). Затем: "Руки на линию! Без фальстарта!"
Как только борцы одновременно коснутся руками дохё и сделают вдох (руки борцов должны быть расположены при этом за сикирисэн (стартовая линия) дается командам "Хаккэёй!" (Хоккей J)

5. Правила боя.
Правила сумо предельно просты: побеждает борец, который вынуждает противника коснуться поверхности дохё любой частью тела за пределами круга, а в его пределах любой частью тела, кроме подошв ступней. Можно коснуться земли при проведении победного броска и подобного бесспорно выигрышного приема за мгновение до победы. Если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки - это проигрыш. Правила строго запрещают удары кулаком, пальцами или ребром ладони, а также пинки ногами в грудь и живот, атаку в горло и пах, захваты волос и горла, заламывание пальцев. У нас удары вообще будут запрещены.

6. Ход боя.
Если во время схватки развязывается маваси, захватывается вертикальная часть маваси или проводится захват туловища руками гёдзи дает команду "Матта!", прерывает схватку и сохраняет кумитэ (зафиксированное положение, в котором схватка была прервана) до возобновления схватки. После приведения в порядок маваси полного восстановления кумитэ, гёдзи кладет руки на спины обоих борцов, объявляет "Хикимас ё!" и легко хлопнув по спинам, возобновить схватку, подав команду "Хаккэёй!". Если есть боковые судьи, то свое несогласие с рефери они выражают поднятием правой руки. Плохо видевшие ситуацию прикрывают глаза. Как только гёдзи определил исход схватки, он дает команду "Исход ясен!" и указывает рукой сторону дохё (восточную или западную), с которой вступал в схватку победитель. Перед объявлением победителя (катинанори) гёдзи занимает исходную позицию и после того, как борцы обменяются поклонами, указывает рукой на победителя и объявляет "Победа Востока!" или "Победа Запада!". Все гёдзи имеют псевдоним либо Кимура, либо Сикимори. Рефери судят, имея при себе веер (гумбай - используется при объявлениях - объявляя участников схватки Кимура поворачивает ладонь, держащую веер (гумбай), вниз, а Сикимори - вверх) и короткий меч (тайсё). Высокостатусный гёдзи совершивший ошибку должен был сделать себе этим мечом сэппуку.

7. Ритуал после боя.
После окончания схватки борцы встают друг против друга у восточного и западного края дохё соответственно (сэкитори при этом открепляют сагари - шнурки, прикрепляемые к поясу маваси перед схваткой и снимаемые после схватки) и выполняют поклон. Проигравший затем покидает арену, а победитель садится на корточки в позу сонкё - борец садится на корточки и кладет вытянутые руки на колени). В случае отсутствия призовых он выполняет правой рукой резкое движение сверху вниз (от левого плеча к правой ноге) и покидает дохё (этот жест символизирует благодарность богам за дарованную победу). Если гёдзи приносит на своем веере (гумбай) конверты с бабками, сумотори, перед тем как взять деньги, совершает следующий ритуал: ладонью правой руки, которая в данном случае символизирует меч, разрезает воздух над конвертами сверху налево, затем сверху направо и наконец сверху по центру. Каждый из трех жестов означает благодарность за победу конкретному синтоистскому божеству: Амэноминаканусиноками, Такамимусубиноками и Камимусубиноками. Покинув дохё, победитель подает наполненный тикара мидзу деревянный ковшик борцу, сменяющему его на дохё.

8. После последнего боя.
Один из проигравших удостаивается чести исполнить юмитори-сики, или церемонию вращения лука. Некогда один ёкодзуна получил в качестве приза лук и от радости начал им размахивать - отсюда и пошло. Исполняющий юмитори-сики получает из рук гёдзи лук и начинает вращать его перед собой и за спиной. Если, не дай бог, он уронит лук, он должен поднять его ногой и начать ритуал сначала. Юмитори-сики считается выражением благодарности от имени всех борцов, победивших в этот день.

9. Победителя турнира могут объявлять и чествовать где и как угодно.
Его звание - ёкодзуна (наивысший пожизненный ранг в профессиональном сумо; в любительском сумо присваивается как почетное звание за особые заслуги). Тэнно-сихай - императорский кубок, который вручается победителю хомбасё

10. Гохэй
Гохэй - деревянный шест, с прикрепленными к нему белыми полосками бумаги (синтоистский символ), который ставится на дохё после окончания соревнований.



Приложение. КИМАРИТЭ


Кимаритэ - это техническое действие, которое обеспечивает победу и завершает схватку.

1. Выталкивание за круг руками
2. Опрокидывание на спину толчками руками в туловище.
3. Выталкивание за круг упором руками снизу под плечи и головой в грудь.
4. Вытеснение за круг при обоюдном захвате (из положения ёцуми).
5. Силовое опрокидывание на спину при обоюдном захвате (из положения ёцуми).
6. Сбивание на спину весом своего тела из стойки при обоюдном захвате (из положения ёцуми).
7. Сбивание или бросок вперед-вниз захватом маваси сверху руки (захват - уватэмаваси).
8. Сваливание или бросок вперед-вниз захватом маваси из-под руки (захват - ситатэмаваси).
9. Бросок захватом разноименной руки сверху.
10. Бросок через спину захватом туловища рукой.
11. Выведение из равновесия вперед-вниз захватом маваси сзади сверху руки (захват - уватэмаваси).
12. Выведение из равновесия в сторону-вниз захватом маваси сзади из-под руки (захват уватэмаваси).
13. Бросок через спину или бедро захватом руки и маваси (или туловища сзади).
14. Сбивание захватом шеи и руки.
15. Бросок через спину захватом руки на плечо.
16. Бросок вперед подхватом под одноименную ногу при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми).
17. Бросок на бок подсадом под разноименную ногу при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми).
18. Бросок подхватом изнутри под разноименную ногу с захватом маваси и разноименной руки.
19. Бросок захватом туловища и маваси сзади сверху руки (захват уватэмаваси) с отрывом от дохё подшагиванием.
20. Зацеп голенью разноименной ноги изнутри при обоюдном захвате маваси (из положения ёцуми).
21. Зацеп голенью разноименной ноги снаружи с захватом маваси сзади.
22. Зацеп голенью одноименной ноги изнутри с захватом руками руки противника.
23. Подсад бедром - контрприем от зацепа изнутри под разноименную ногу.
24. Обвив из обоюдного захвата - контрприем от зацепа голенью разноименной ноги.
25. Подсечка изнутри одноименной ноги с выведением противника из равновесия в сторону его опорной ноги.
26. Подсечка изнутри одноименной ноги со скручиванием в сторону (выполняется в момент старта - татиаи).
27. Зацеп изнутри (или снаружи) разноименной ноги с упором головой в грудь (или живот) и захватом рукой разноименного бедра снаружи.
28. Сбивание захватом разноименного бедра или подколенного сгиба снаружи и упором в туловище.
29. Зацеп голенью снаружи разноименной ноги с отрывом от дохё.
30. Бросок или сваливание захватом изнутри одноименного бедра впередистоящей ноги.
31. Бросок захватом одноименного бедра или подколенного сгиба снаружи при выраженной односторонней стойке противника.
32. Бросок на спину захватом разноименного бедра изнутри.
33. Выведение из равновесия рывком разноименной рукой за ступню назад-вверх захватом снаружи (выполняется сбоку в момент шага противника вперед против его ноги, поднятой вверх).
34. Выведение из равновесия рывком разноименной рукой за щиколотку на себя-вверх захватом снаружи (выполняется в стойке, когда соперники стоят лицом друг к другу).
35. Сбивание захватом бедра или подколенного сгиба снаружи одной рукой и голени другой.
36. Бросок захватом разноименного голеностопа снаружи.
37. Выведение из равновесия подсадом под разноименное бедро с толчком в грудь и захватом руки.
38. Бросок назад нырком с захватом ног противника руками.
39. Бросок назад нырком с захватом одноименного бедра изнутри (захват на "мельницу").
40. Бросок на спину или на бок нырком с зашагиванием под разноименную ногу противника снаружи (нырок выполняется под руку, противоположную атакуемой ноге).
41. Сваливание назад захватом на "мельницу".
42. Выведение из равновесия захватом разноименного запястья и одноименного бедра изнутри через руку противника.
43. Сваливание назад захватом разноименной руки через спину на плечо.
44. Скручивание с упором ладонью в бок (часто как последнее усилие у края дохё).
45. Выведение из равновесия скручиванием с захватом разноименной руки и туловища(скручивание выполняется в сторону захвата туловища).
46. Выведение из равновесия вперед-вниз захватом одноименной рукой запястья, а разноименной рукой под плечо снаружи-снизу.
47. Контрприем - бросок вперед-вниз через бедро, которое атакующий с опережением подставляет противнику, выполняющему техническое действие тоттари.
48. Скручивание захватом разноименной руки снизу и упором предплечьем другой руки в шею сверху (отступая назад).
49. Бросок вперед захватом разноименной руки с блокировкой другой рукой одноименного бедра снаружи.
50. Сваливание захватом разноименного подколенного сгиба спереди-изнутри.
51. Скручивание захватом разноименного плеча снаружи (выполняется из низкой стойки с упором в грудь или плечо головой, которая используется в качестве оси скручивания).
52. Скручивание захватом маваси сверху руки (захват уватэмаваси) и туловища из-под руки.
53. Скручивание захватом разноименной руки снизу и маваси из-под руки (захват - ситатэмаваси)
54. Бросок захватом руками руки противника в сторону его свободной руки или "назад".
55. Перевод на колени резким рывком на себя-вниз с захватом руками маваси и туловища сзади.
56. Бросок за спину обратным захватом маваси сзади при атаке противника из низкой стойки.
57. Бросок захватом маваси сверху плеча (захват уватэмаваси) и туловища из-под руки.
58. Выведение из равновесия в сторону захватом руками руки противника.
59. Выведение из равновесия скручиванием головы или шеи руками, соединенными в "замок".
60. Выведение из равновесия скручиванием головы или шеи руками, не соединенными в "замок".
61. Скручивание захватом головы и туловища.
62. Выведение из равновесия скручиванием с захватом разноименной руки и туловища или шеи (скручивание выполняется в сторону захвата руки).
63. Выведение из равновесия резким рывком на себя-вниз с захватом плеча (руки) снаружи или передней части маваси (выполняется, отступая назад).
64. Выталкивание за круг рывком за руку.
65. Выведение из равновесия толчком в плечо, спину или руку сверху вниз (выполняется с резким уходом в сторону в момент атаки противника из низкой стойки).
66. Выведение из равновесия толчком запястьем или предплечьем сверху-вниз в шею или затылок.
67. Вынос за круг подъемом на грудь с захватом маваси или туловища.
68. Вынос за круг подъемом на грудь с захватом маваси или туловища со спины.
69. Выведение из равновесия подъемом на грудь с захватом маваси или туловища.
70. Выведение из равновесия подъемом на грудь с захватом маваси или туловища со спины.
71. Выталкивание за круг упором руками в спину (без потери противником равновесия).
72. Выведение из равновесия толчком руками в спину.
73. Сбивание или бросок вперед-вниз захватом маваси или туловища со спины.
74. Зацеп голенью одноименной ноги снаружи с захватом маваси со спины.
75. Выведение из равновесия резким рывком на себя-вниз с захватом маваси или туловища со спины.
76. Вытеснение за круг упором одной рукой в верхнюю часть туловища и захватом другой рукой маваси сзади (выполняется при значительной разнице в силовой подготовке соперников).
77. Вынос за круг разворотом туловища с подъемом противника на грудь (выполняется у самого края дохё).
78. Выталкивание захватом рук сверху - контрприем от захвата туловища руками (атакующий соединяет кисти в замок и направляет усилие вверх-внутрь).
79. Сваливание захватом руки или рук сверху - контрприем от захвата туловища руками.
80. Выталкивание за круг или выведение из равновесия упором спиной в грудь пративника, выпонившего захват туловища со спины.81. Бросок наклоном с захватом маваси и туловища.
82. Срывы технических действий
83. Заступ за круг лицом вперед без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).
84. Падение назад в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).
85. Касание рукой поверхности дохё в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).
86. Касание коленом поверхности дохё в результате потери равновесия без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).
87. Заступ за круг спиной вперед без помощи противника (в этом случае засчитывается поражение).
Hosted by uCoz


Главная


Мастерская команда "Саратов-Путь 2003"

Карта сайта Частые вопросы Написать нам Новости проекта